<p>Николай Павлович Шлеин (1873–1952) Фото. Кон. XIX – нач. XX вв.</p>

В конце 2013 года исполняется 140 лет со дня рождения известного костромского художника и педагога Николая Павловича Шлеина, вся жизнь и творчество которого неразрывно связаны с нашим городом.

Николай Павлович Шлеин родился 3 декабря (20 ноября — по ст. ст.) 1873 г. в семье Павла Петровича Шлейна (так в документе) и законной его супруги Агнии Васильевны, о чем свидетельствует сохранившаяся метрическая запись. Младенец Николай был крещен в Богоотцовской церкви г. Кострома 25 ноября того же года. Восприемниками (крестными) в святом крещении стали крестьянин деревни Хомутово Сараевской волости Нерехтского уезда Костромской губернии Василий Васильевич Шишов и солдатка из деревни Володино Марьинской волости Нерехтского уезда Костромской губернии Анна Абрамовна Егорова (ГАКО, ф. 56, оп3, д. 30, л. 9 об.).

Его отец Павел Петрович Шлеин (в документах встречаются разные варианты написания фамилии), унтер-офицер 52-го пехотного походного полка, к тому времени уже вышел в отставку. В 1885 г. он решил открыть трактирное заведение в собственном доме, расположенному в г. Кострома на Еленинской улице (ныне ул. Ленина), и обратился в конце октября того же года с прошением в Костромскую городскую управу (ГАКО, ф. 207, оп. 1, д. 6504, л. 3). Через три дня управа выдала свидетельство об отсутствии препятствий к открытию заведения, поскольку П.П. Шлеин в числе судимых не значился и долгов по уплате податей с мещан г. Костромы не имел (ГАКО, ф. 207, оп. 1, д. 6504, л. 4).

В это время его сын Николай учился во втором классе Костромского реального училища. Учился посредственно и, видимо, не слишком прилежно, поскольку в журнале напротив его имени стояли не самые хорошие отметки:
поведение — 4,
прилежание — 3,
внимание — 3,
Закон Божий — 3,
русский язык — 1,
немецкий язык — 2,
арифметика — 2,
география — 3,
Даже по рисованию и чистописанию стояли «тройки»!

По сумме баллов (17) мальчик занимал одно из последних мест в классе из 27 человек, хотя уроков обычно не прогуливал (ГАКО, ф. 408, б/ш, д. 379, л. 6 об.).

Несмотря на такие оценки, Павел Петрович Шлеин решил отправить сына Николая учиться в Москву, в Строгановское Центральное училище технического рисования (ГАКО, ф. 209, оп. 1, д. 2127, л. 1). Строгановское Центральное училище технического рисования представляло собой школу, готовившую «ученых рисовальщиков» и художников декоративно-прикладного искусства. Основано оно было в 1825 г. графом С.Г. Строгановым и с 1843 г. стало государственным учебным заведением (Большая советская энциклопедия / гл. ред. Б.А. Введенский. — 2-е изд. — М.: Большая советская энциклопедия, 1956. — Т. 41: Стилтон-Татартуп. — С. 118-119). Мы не знаем достоверно, пытался ли поступить юный художник в Строгановское училище, и, тем более, не можем сказать, учился ли он там, поскольку в большинстве биографий Н.П. Шлеина говорится об учебе в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.А. Серова. Это училище готовило живописцев, скульпторов и архитекторов и сыграло значительную роль в утверждении и развитии русского реалистического искусства XIX — начала XX в. (Большая советская энциклопедия / гл. ред. Б.А. Введенский. — 2-е изд. — М.: Большая советская энциклопедия, 1956. — Т. 44: Ужи-Фидель. — С. 459). Итогом обучения стала большая серебряная медаль и звание классного художника за конкурсную картину «Неизвестный» (1900 г.).

Спустя год, в 1901 г. Н.П. Шлеин поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в мастерскую профессора В.Е. Маковского, по окончании которого 31 октября 1903 г. был «за отличные познания в живописи и научных предметах [...] удостоен звания художника, с присвоенным этому званию [...] правом на чин X класса при поступлении на государственную службу и с правом преподавания рисования в учебных заведениях, в уверение чего дан Шлеину сей диплом...» (ГАКО, ф. 428, оп. 1, д. 122, л. 5).

Там же, в Императорской Академии художеств, и почти в это же время молодой человек прошел Педагогические курсы по классу чистописания и «методике этого предмета», выдержал экзамен и получил право преподавать чистописание в учебных заведениях (ГАКО, ф. 428, оп. 1, д. 122, л. 3).

В 1904 г. художник вернулся в Кострому и целиком посвятил себя воспитанию молодых талантов.

В собственном доме по Еленинской улице № 52 Н.П. Шлеин открыл художественный класс живописи и рисования (Объявление об открытии художественного класса живописи и рисования Н.П.Шлеина // Поволжский вестник. — 1911. — № 1569, 28 сентября — С. 1.). На протяжении многих лет художник был преподавателем и бессменным руководителем студии. Школа Шлеина считалась одной из ведущих школ России. Уже к 1924 году она имела три основных курса, по окончании которых учащиеся получали звание учителя рисования.

Помимо частных уроков, он учил рисованию и живописи учеников и воспитанников ведущих костромских учебных заведений. В 1912 г. Николай Павлович Шлеин подал прошение на имя Председателя Педагогического совета Смольяниновской женской гимназии о зачислении его преподавателем рисования «во вверенной Вам гимназии» (ГАКО, ф. 428, оп. 1, д. 122, л. 1). Прошение почти сразу же было удовлетворено (ГАКО, ф. 428, оп. 1, д. 122, л. 7).

Одновременно Н.П. Шлеин являлся преподавателем в Костромской общественной мужской гимназии, о чем свидетельствует список учителей, пожелавших встретить на Всехсвятской горе Государя Императора Николая II во время Его Высочайшего визита в г. Кострома. Этот список был составлен директором гимназии и подан на рассмотрение губернатору в апреле 1913 г. Обязательная пометка «Свед. нет» напротив имени означала, что человек не был замечен Костромским губернским жандармским управлением ни в чем предосудительном (ГАКО, ф. 755с, оп. 1с, д. 24, л. 43, 43 об.).

Примерно в эти же годы Н.П. Шлеин занимался активной общественной деятельностью: являлся присяжным заседателем (1907 г.) и гласным Костромской городской Думы (1913 г.). На сегодняшний день «Список гг. гласных Костромской городской Думы и их жен с указанием точного адреса их местожительства» — один из немногих документов, хранящихся в Государственном архиве Костромской области, в котором упомянуто имя супруги художника — Лидии Константиновны (ГАКО, ф. 755с, оп. 1с, д. 14, л. 61 об.).

Кроме того, Николай Павлович Шлеин был членом Костромского научного общества по изучению местного края (КНОИМК). Сохранилась заполненная им собственноручно анкета члена КНОИМК, где указана научная отрасль, в которой желал бы работать художник, — искусство местного края (ГАКО, ф. Р-838, оп. 1, д. 41, л. 15). Художник стал одним из основателей отдела изобразительного искусства при Костромском краеведческом музее.

Наряду с большой педагогической и общественной деятельностью Н.П. Шлеин много и упорно занимался живописью. После смерти Серова он — один из ведущих мастеров портрета. Николай Павлович получает заказы на портреты от императорской семьи. Пишет портреты великих людей России: Горького, Луначарского, Демьяна Бедного, Новикова-Прибоя. Портрет А.М. Горького, написанный в 1910 г., по праву считается одним из лучших прижизненных портретов писателя. Сам Алексей Максимович высоко ценил эту работу. Портрет А.В. Луначарского также получил положительные отзывы.

В годы советской власти художник прилагал все усилия для создания и развития художественного центра в г. Костроме. В 1935 г. в качестве члена Костромского отделения Союза советских художников он осмотрел предлагавшееся помещение столовой профшколы по ул. Ленина для размещения в нем производственных мастерских и оставил положительное заключение (ГАКО, ф. Р-7, оп. 1, д. 1595, л. 101).

К началу 1941 г. Николаю Павловичу было уже 67 лет, из них 40 лет он посвятил служению искусству и воспитанию новых талантов, поэтому неудивительно, что Костромской исполком разрешил Художественной студии Шлеина израсходовать 1000 рублей (!) на празднование творческого юбилея (ГАКО, ф. Р-937, б/ш, д. 8, л. 10).

Его собственная Художественная студия была преобразована в 1944 г. в Костромское художественное училище. В 1946 г. на базе училища была создана детская художественная школа. Из отчетов учебных заведений видно, что и училище, и школа с самого начала нуждались в просторных и светлых помещениях, мебели, материалах, общежитии.

Н.П. Шлеин умер в 1952 г. До последних дней он много работал и преподавал. После смерти его работы были поделены между Костромским изобразительным музеем и Художественным училищем. Впоследствии на их основе было организовано несколько совместных выставок.

На могиле художника установили памятник из полированного гранита. Решением исполнительного комитета Костромского областного Совета депутатов трудящихся от 25 апреля 1963 г. могила художника Н.П. Шлеина на городском кладбище была взята под областную охрану (ГАКО, ф. Р-1538, оп. 15, д. 105, л. 63).

Неоднократно поднимался вопрос об увековечении памяти Николая Павловича Шлеина. 4 ноября 1972 г. постановлением Совета Министров РСФСР имя Н.П. Шлеина было присвоено созданной им детской художественной школе № 1 (Постановления Совета Министров РСФСР за ноябрь 1972 г. — [М., 1972]). В это время в школе училось 276 человек, преподавались такие предметы как: рисунок, живопись, композиция, история искусств. Среди предложений, выдвинутых Костромской организацией Союза художников РСФСР и Костромским областным управлением культуры, были такие:
1) издать монографию о творчестве Н.П. Шлеина, ряда настенных цветных репродукций и комплекта открыток цветных репродукций лучших произведений (ГАКО, ф. Р-122, оп. 2, д. 505, л. 85, 86);
2) учредить мемориальную доску на стене дома по адресу: ул. Ленина (быв. Еленинская), д. 52, — в котором жил и работал художник (ГАКО, ф. Р-122, оп. 2, д. 511, л. 5);
3) присвоить одной из улиц имя Н.П. Шлеина (в качестве одного из самых желательных вариантов рассматривалась ул. Полянская. Это предложение так и не было реализовано).

Одной из самых желанных идей, несомненно, было создание мемориального музея художника в его доме по ул. Ленина, № 52 (ГАКО, ф. Р-1099, оп. 1, д. 80, л. 16). В 1977 г. исполнительный комитет Костромского областного Совета народных депутатов пошел навстречу и даже принял соответствующее решение от 14 ноября 1977 г. № 415 (ГАКО, ф. Р-1538, оп. 18, д. 38, л. 70, 71). Однако здание к тому моменту уже требовало капитального ремонта, денег на выполнение работ не хватало. Случившийся в помещении пожар также нанес серьезный ущерб. В конце концов, в 1985 г. знаменитый дом с башенкой разобрали, а музей так и не создали.


20 ноября 2013 г. в честь 140-летия со дня рождения художника на фасаде здания Детской художественной школы № 1 им. Н.П. Шлеина торжественно была открыта мемориальная доска основателю Костромской художественной школы — Николаю Павловичу Шлеину.

  • В конце 2013 года исполняется 140 лет со дня рождения известного костромского художника и педагога Николая Павловича Шлеина, вся жизнь и творчество которого неразрывно связаны с нашим городом.

    Николай Павлович Шлеин родился 3 декабря (20 ноября — по ст. ст.) 1873 г. в семье Павла Петровича Шлейна (так в документе) и законной его супруги Агнии Васильевны, о чем свидетельствует сохранившаяся метрическая запись. Младенец Николай был крещен в Богоотцовской церкви г. Кострома 25 ноября того же года. Восприемниками (крестными) в святом крещении стали крестьянин деревни Хомутово Сараевской волости Нерехтского уезда Костромской губернии Василий Васильевич Шишов и солдатка из деревни Володино Марьинской волости Нерехтского уезда Костромской губернии Анна Абрамовна Егорова (ГАКО, ф. 56, оп3, д. 30, л. 9 об.).

    Его отец Павел Петрович Шлеин (в документах встречаются разные варианты написания фамилии), унтер-офицер 52-го пехотного походного полка, к тому времени уже вышел в отставку. В 1885 г. он решил открыть трактирное заведение в собственном доме, расположенному в г. Кострома на Еленинской улице (ныне ул. Ленина), и обратился в конце октября того же года с прошением в Костромскую городскую управу (ГАКО, ф. 207, оп. 1, д. 6504, л. 3). Через три дня управа выдала свидетельство об отсутствии препятствий к открытию заведения, поскольку П.П. Шлеин в числе судимых не значился и долгов по уплате податей с мещан г. Костромы не имел (ГАКО, ф. 207, оп. 1, д. 6504, л. 4).

    В это время его сын Николай учился во втором классе Костромского реального училища. Учился посредственно и, видимо, не слишком прилежно, поскольку в журнале напротив его имени стояли не самые хорошие отметки:
    поведение — 4,
    прилежание — 3,
    внимание — 3,
    Закон Божий — 3,
    русский язык — 1,
    немецкий язык — 2,
    арифметика — 2,
    география — 3,
    Даже по рисованию и чистописанию стояли «тройки»!

    По сумме баллов (17) мальчик занимал одно из последних мест в классе из 27 человек, хотя уроков обычно не прогуливал (ГАКО, ф. 408, б/ш, д. 379, л. 6 об.).

    Несмотря на такие оценки, Павел Петрович Шлеин решил отправить сына Николая учиться в Москву, в Строгановское Центральное училище технического рисования (ГАКО, ф. 209, оп. 1, д. 2127, л. 1). Строгановское Центральное училище технического рисования представляло собой школу, готовившую «ученых рисовальщиков» и художников декоративно-прикладного искусства. Основано оно было в 1825 г. графом С.Г. Строгановым и с 1843 г. стало государственным учебным заведением (Большая советская энциклопедия / гл. ред. Б.А. Введенский. — 2-е изд. — М.: Большая советская энциклопедия, 1956. — Т. 41: Стилтон-Татартуп. — С. 118-119). Мы не знаем достоверно, пытался ли поступить юный художник в Строгановское училище, и, тем более, не можем сказать, учился ли он там, поскольку в большинстве биографий Н.П. Шлеина говорится об учебе в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.А. Серова. Это училище готовило живописцев, скульпторов и архитекторов и сыграло значительную роль в утверждении и развитии русского реалистического искусства XIX — начала XX в. (Большая советская энциклопедия / гл. ред. Б.А. Введенский. — 2-е изд. — М.: Большая советская энциклопедия, 1956. — Т. 44: Ужи-Фидель. — С. 459). Итогом обучения стала большая серебряная медаль и звание классного художника за конкурсную картину «Неизвестный» (1900 г.).

    Спустя год, в 1901 г. Н.П. Шлеин поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в мастерскую профессора В.Е. Маковского, по окончании которого 31 октября 1903 г. был «за отличные познания в живописи и научных предметах [...] удостоен звания художника, с присвоенным этому званию [...] правом на чин X класса при поступлении на государственную службу и с правом преподавания рисования в учебных заведениях, в уверение чего дан Шлеину сей диплом...» (ГАКО, ф. 428, оп. 1, д. 122, л. 5).

    Там же, в Императорской Академии художеств, и почти в это же время молодой человек прошел Педагогические курсы по классу чистописания и «методике этого предмета», выдержал экзамен и получил право преподавать чистописание в учебных заведениях (ГАКО, ф. 428, оп. 1, д. 122, л. 3).

    В 1904 г. художник вернулся в Кострому и целиком посвятил себя воспитанию молодых талантов.

    В собственном доме по Еленинской улице № 52 Н.П. Шлеин открыл художественный класс живописи и рисования (Объявление об открытии художественного класса живописи и рисования Н.П.Шлеина // Поволжский вестник. — 1911. — № 1569, 28 сентября — С. 1.). На протяжении многих лет художник был преподавателем и бессменным руководителем студии. Школа Шлеина считалась одной из ведущих школ России. Уже к 1924 году она имела три основных курса, по окончании которых учащиеся получали звание учителя рисования.

    Помимо частных уроков, он учил рисованию и живописи учеников и воспитанников ведущих костромских учебных заведений. В 1912 г. Николай Павлович Шлеин подал прошение на имя Председателя Педагогического совета Смольяниновской женской гимназии о зачислении его преподавателем рисования «во вверенной Вам гимназии» (ГАКО, ф. 428, оп. 1, д. 122, л. 1). Прошение почти сразу же было удовлетворено (ГАКО, ф. 428, оп. 1, д. 122, л. 7).

    Одновременно Н.П. Шлеин являлся преподавателем в Костромской общественной мужской гимназии, о чем свидетельствует список учителей, пожелавших встретить на Всехсвятской горе Государя Императора Николая II во время Его Высочайшего визита в г. Кострома. Этот список был составлен директором гимназии и подан на рассмотрение губернатору в апреле 1913 г. Обязательная пометка «Свед. нет» напротив имени означала, что человек не был замечен Костромским губернским жандармским управлением ни в чем предосудительном (ГАКО, ф. 755с, оп. 1с, д. 24, л. 43, 43 об.).

    Примерно в эти же годы Н.П. Шлеин занимался активной общественной деятельностью: являлся присяжным заседателем (1907 г.) и гласным Костромской городской Думы (1913 г.). На сегодняшний день «Список гг. гласных Костромской городской Думы и их жен с указанием точного адреса их местожительства» — один из немногих документов, хранящихся в Государственном архиве Костромской области, в котором упомянуто имя супруги художника — Лидии Константиновны (ГАКО, ф. 755с, оп. 1с, д. 14, л. 61 об.).

    Кроме того, Николай Павлович Шлеин был членом Костромского научного общества по изучению местного края (КНОИМК). Сохранилась заполненная им собственноручно анкета члена КНОИМК, где указана научная отрасль, в которой желал бы работать художник, — искусство местного края (ГАКО, ф. Р-838, оп. 1, д. 41, л. 15). Художник стал одним из основателей отдела изобразительного искусства при Костромском краеведческом музее.

    Наряду с большой педагогической и общественной деятельностью Н.П. Шлеин много и упорно занимался живописью. После смерти Серова он — один из ведущих мастеров портрета. Николай Павлович получает заказы на портреты от императорской семьи. Пишет портреты великих людей России: Горького, Луначарского, Демьяна Бедного, Новикова-Прибоя. Портрет А.М. Горького, написанный в 1910 г., по праву считается одним из лучших прижизненных портретов писателя. Сам Алексей Максимович высоко ценил эту работу. Портрет А.В. Луначарского также получил положительные отзывы.

    В годы советской власти художник прилагал все усилия для создания и развития художественного центра в г. Костроме. В 1935 г. в качестве члена Костромского отделения Союза советских художников он осмотрел предлагавшееся помещение столовой профшколы по ул. Ленина для размещения в нем производственных мастерских и оставил положительное заключение (ГАКО, ф. Р-7, оп. 1, д. 1595, л. 101).

    К началу 1941 г. Николаю Павловичу было уже 67 лет, из них 40 лет он посвятил служению искусству и воспитанию новых талантов, поэтому неудивительно, что Костромской исполком разрешил Художественной студии Шлеина израсходовать 1000 рублей (!) на празднование творческого юбилея (ГАКО, ф. Р-937, б/ш, д. 8, л. 10).

    Его собственная Художественная студия была преобразована в 1944 г. в Костромское художественное училище. В 1946 г. на базе училища была создана детская художественная школа. Из отчетов учебных заведений видно, что и училище, и школа с самого начала нуждались в просторных и светлых помещениях, мебели, материалах, общежитии.

    Н.П. Шлеин умер в 1952 г. До последних дней он много работал и преподавал. После смерти его работы были поделены между Костромским изобразительным музеем и Художественным училищем. Впоследствии на их основе было организовано несколько совместных выставок.

    На могиле художника установили памятник из полированного гранита. Решением исполнительного комитета Костромского областного Совета депутатов трудящихся от 25 апреля 1963 г. могила художника Н.П. Шлеина на городском кладбище была взята под областную охрану (ГАКО, ф. Р-1538, оп. 15, д. 105, л. 63).

    Неоднократно поднимался вопрос об увековечении памяти Николая Павловича Шлеина. 4 ноября 1972 г. постановлением Совета Министров РСФСР имя Н.П. Шлеина было присвоено созданной им детской художественной школе № 1 (Постановления Совета Министров РСФСР за ноябрь 1972 г. — [М., 1972]). В это время в школе училось 276 человек, преподавались такие предметы как: рисунок, живопись, композиция, история искусств. Среди предложений, выдвинутых Костромской организацией Союза художников РСФСР и Костромским областным управлением культуры, были такие:
    1) издать монографию о творчестве Н.П. Шлеина, ряда настенных цветных репродукций и комплекта открыток цветных репродукций лучших произведений (ГАКО, ф. Р-122, оп. 2, д. 505, л. 85, 86);
    2) учредить мемориальную доску на стене дома по адресу: ул. Ленина (быв. Еленинская), д. 52, — в котором жил и работал художник (ГАКО, ф. Р-122, оп. 2, д. 511, л. 5);
    3) присвоить одной из улиц имя Н.П. Шлеина (в качестве одного из самых желательных вариантов рассматривалась ул. Полянская. Это предложение так и не было реализовано).

    Одной из самых желанных идей, несомненно, было создание мемориального музея художника в его доме по ул. Ленина, № 52 (ГАКО, ф. Р-1099, оп. 1, д. 80, л. 16). В 1977 г. исполнительный комитет Костромского областного Совета народных депутатов пошел навстречу и даже принял соответствующее решение от 14 ноября 1977 г. № 415 (ГАКО, ф. Р-1538, оп. 18, д. 38, л. 70, 71). Однако здание к тому моменту уже требовало капитального ремонта, денег на выполнение работ не хватало. Случившийся в помещении пожар также нанес серьезный ущерб. В конце концов, в 1985 г. знаменитый дом с башенкой разобрали, а музей так и не создали.


    20 ноября 2013 г. в честь 140-летия со дня рождения художника на фасаде здания Детской художественной школы № 1 им. Н.П. Шлеина торжественно была открыта мемориальная доска основателю Костромской художественной школы — Николаю Павловичу Шлеину.